Как построить предложение в английском языке

В этом уроке мы разберем, как строится предложение в английском языке. Мы рассмотрим схему построения предложения и члены предложения в английском.

Члены предложения в английском языке

Английский — очень структурированный язык. Предложения в нем состоят из обязательных компонентов, которые стоят в определенном порядке. В отличие от русского языка, где слова в предложении можно переставить местами, например, “Я люблю учиться” / “Люблю я учиться”, и смысл не поменяется.  В английском языке так сделать нельзя, иначе смысл предложения будет трудно понять. 

Английские предложения состоят из:

  • подлежащего (кто совершает действие),
  • сказуемого (действие),
  • дополнения (на что направлено действие)
  • обстоятельства (где, когда и как происходит действие).

Подлежащее

Подлежащее указывает на лицо или предмет, который выполняет действие. Оно может быть выражено местоимением, существительным или словосочетанием: 

  • The movie is boring.  (Фильм скучный.)
  • Steve has many books. (У Стива много книг.)
  • Some people prefer to live in the countryside. (Некоторые люди предпочитают жить в сельской местности.)
  • They meet every week. (Они встречаются каждую неделю.)
  • Five is my lucky number. (Пять — мое счастливое число.)

Сказуемое 

Сказуемое — это второй важный член предложения, который стоит после подлежащего. Он выражен глаголом и передает информацию о том, что делает подлежащее. 

  • She cooks. (Она готовит.)
  • I’m walking the dog. (Я выгуливаю собаку.)
  • Walter wrote a book. (Уолтер написал книгу.)
  • The morning was rainy. (Утро было дождливым.)
  • He is traveling. (Он путешествует.)

Дополнение

Дополнение — это третий важный член предложения. Оно выражается существительным, местоимением или словосочетанием. Дополнения стоят после глагола и обозначают лицо или предмет, на который направлено действие.

  • I miss you. (Я скучаю по тебе.)
  • He’s wearing a sweater. (Он носит свитер.)
  • I lost my car keys. (Я потерял свои ключи от машины.)
  • They have many friends. (У них есть много друзей.)
  • We took our mountain skis. (Мы взяли свои горные лыжи.)

Дополнение бывает прямым и косвенным. 

Прямое дополнение — это то, на что или кого направлено действие глагола. 

  • He sold his house. (Он продал свой дом.)
  • I see a tree. (Я вижу дерево.)
  • They made a cake. (Они приготовили торт.)
  • Henry is reading a newspaper. (Генри читает газету.)
  • Dad caught a big fish. (Папа поймал большую рыбу.)

Косвенное дополнение — это то, на кого направлено прямое дополнение. Обычно это человек или животное, выраженное существительным, местоимением или фразой с зависимыми словами. Оно всегда употребляется с прямым дополнением и стоит перед ним. 

  • He told me his secret. (Он рассказал мне свой секрет.) 
  • They asked him many questions. (Они задавали ему много вопросов.)
  • She gave her sister a present. (Она подарила своей сестре подарок.)
  • I’ll make you coffee. (Я приготовлю тебе кофе.) 
  • She teaches kids to read. (Она учит детей читать.)

Если косвенное дополнение выражено фразой с предлогом to или for (to me, for them), то оно стоит после прямого. 

  • Mother bought an ice-cream for her kid. (Мама купила мороженое для своего ребенка.) 
  • She’s making breakfast for her husband. (Она готовит завтрак для своего мужа.)
  • Kate writes letters to her aunt. (Кейт пишет письма своей тете.)
  • They show a good example to their children. (Они показывают хороший пример своим детям.)

Косвенное дополнение употребляется с глаголами bring, give, show, tell, write, offer, make, get, find и тд.

Обстоятельство

Обстоятельство — это член предложения, который определяет глагол и обозначает, как, когда и где происходит действие. Он выражен наречием (quietly) или существительным с зависимыми словами (at the table, on Sunday).

Обстоятельство места стоит после глагола (He’s going to school). Обстоятельства времени могут стоять и в начале, и в конце предложения (Last night I danced a lot. I danced a lot last night.)

Обстоятельства, описывающие действие, стоят после сказуемого (и дополнения, если есть). (He speaks English fast.)

  • Last summer Ben and Anna went to Spain. (Прошлым летом Бен и Анна ездили в Испанию.)
  • We eat out every weekend. (Мы едим не дома каждые выходные.)
  • They study online. (Они учатся онлайн.)
  • He was riding a bike in the city. (Он ездил на велосипеде в городе.)

Слова, которые обозначают частотность выполнения действия (sometimes, often, seldom, always, never), ставятся перед обычным глаголом, но после глагола to be. Например:

  • He sometimes goes shopping.  (Он иногда ходит за покупками.)
  • They often do sport. (Они часто занимаются спортом.)
  • She is sometimes late for classes. (Она иногда опаздывает на уроки.)
  • They are always on time for work. (Они всегда вовремя на работе.)

Правила и схема построения предложения в английском языке

Разберем построение предложений в английском. 

В утвердительном и отрицательном предложении сначала стоит подлежащее, затем сказуемое, а в вопросах — сначала вспомогательный глагол, затем подлежащее. 

Утверждение

Схема утвердительного предложения простая. Обстоятельство времени может стоять в начале или конце предложения. За подлежащим следует глагол, который может состоять из нескольких слов, в зависимости от времени.

Схема построения утвердительного предложения
как строится предложение в английском языке схема
  • We + watched + TV + last night.  (Мы смотрели телевизор вчера вечером.)
  • They + were doing + exercises + all morning. (Они делали упражнения все утро.)
  • She + grows + flowers + in the garden. (Она выращивает цветы в саду.)
  • Next year + Rick + is going to apply + for University. (В следующем году Рик собирается подать документы в Университет.)
  • Every weekend + I play + football with my friends. (Каждые выходные я играю в футбол со своими друзьями.)

Отрицание

схема построения отрицательного предложения

  • They + don’t speak + French. (Они не говорят на французском.)
  • In winter + he + doesn’t drive + his car. (Зимой он не водит свою машину.)
  • I + don’t like + fast food. (Я не люблю фастфуд.)
  • I + won’t tell + this to anyone. (Я не скажу это никому.)
  • In her childhood + Sue + didn’t attend + school. (В детстве Сью не посещала школу.)

Вопрос

Для построения вопроса недостаточно вопросительной интонации, требуется вспомогательный глагол перед подлежащим. Например:

  • They have a big family. (У них большая семья.)
  • Do they have a big family? (У них большая семья?)

Читайте также:

схема построения общего вопроса

  • Do + you + listen to + music + in the evenings? (Вы слушаете музыку по вечерам?)
  • Will + we + go + to the beach + tomorrow? (Мы пойдем на пляж завтра?)
  • Have + they + been + to Australia + yet? (Они уже были в Австралии?)
  • Are + you + going to paint + the house + soon? (Вы собираетесь скоро покрасить дом?)
  • Did + Yankees + win + the championship? (Янки выиграли чемпионат?)

Схема построения общего вопроса с глаголом to be

  • Are + you + engineers? (Вы инженеры?)
  • Is + he + in the yard? (Он во дворе?)
  • Are + they + OK? (Они в порядке?)
  • Were + you + at home + yesterday? (Вы были дома вчера?)
  • Will + you + be + there + at 3pm? (Вы будете там в 3 часа дня?)*

*Если форма глагола to be состоит из двух слов, например will be, have been, то он разделяется пополам: первая часть ставится перед подлежащим, а вторая — после него.

Специальные вопросы начинаются с вопросительных слов what, where, why, when, how и тд, а затем повторяют структуру общего вопроса. 

  • Where + does + she + work? (Где он работает?)
  • Why + did + you + leave? (Почему ты ушел?)
  • What time + do + you + wake up? (Во сколько ты просыпаешься?)
  • When + is + your flight? (Когда твой рейс?)
  • How + is + your grandma? (Как твоя бабушка?)
  • What color + is + the dress? (Какого цвета платье?)

Краткий ответ

Чтобы ответить на вопрос, который требует ответа да / нет, в английском языке недостаточно слов yes / no, нужно также подлежащее, выраженное местоимением, и вспомогательный глагол или to be в нужной форме. 

  • Do you like music? Yes, + I + do. 
  • Is he scared? No, + he + isn’t. 

Побудительное предложение

Побудительные предложения выражают приказ или просьбу сделать что-то. Они могут быть утвердительными или отрицательными и в них нет подлежащего. Например: 

  • Listen to me. (Послушай меня.)
  • Don’t go there. (Не ходи туда.)
  • Talk louder, please. (Говорите громче, пожалуйста.)

Схема утвердительного побудительного предложения

  • Stop + the game + now. (Остановите игру сейчас.)
  • Do + it + tomorrow. (Сделайте это завтра.)
  • Take + your shoes off. (Сними свои туфли.)
  • Add + some sugar, please. (Добавь немного сахара, пожалуйста.)
  • Book + the hotel + for May 3. (Забронируйте отель на 3-е мая.) 

Схема отрицательного побудительного предложения

  • Don’t + use + your mobile phone + in class. (Не пользуйтесь мобильным телефоном на уроке.)
  • Don’t + come back + without her. (Не возвращайся без нее.)
  • Do not + forget + your passport. (Не забудьте свой паспорт.)
  • Don’t + stand + here. (Не стой здесь.)
  • Don’t + be late. (Не опаздывай.)

Побудительное предложение в форме предложения сделать что-то вместе, начинается со слова Let’s (=let us) (давай, давайте). Оно подразумевает, что в действии задействованы говорящий и слушающий. 

  • Let’s visit Marta this weekend. (Давай навестим Марту на этих выходных.)
  • Let’s go for a walk. (Пойдем гулять.)
  • Let’s call Aunt Polly. (Давай позвоним тете Полли.)

Разговорные конструкции предложений

В неформальном общении предложения не всегда строятся по правилам, перечисленным выше. Естественно бывает опускать некоторые части предложений. Например,

— [Have you] Seen my keys anywhere? (Видел мои ключи где-нибудь?)

— They’re on the table. (Они на столе.)

Такие опущения (эллипсы) вполне обычны и часто используются, особенно в разговорной речи.  

— [Are] You ready yet? (Ты уже готов?)

— Yes. [I’m] Ready now. (Да, я готов сейчас.) 

[I’m] Sorry to bother you. (Извини, что побеспокоил.)

[Do] You like it? (Тебе нравится?)

Вводные слова — фразы, которые ставятся в начале предложений: well, right, anyway, as I say, actually, so, to begin with, oh, I mean. С помощью них мы выражаем свое отношение к тому, что говорим. Они делают речь более связной и организованной.

  • — Hi, Marta! Where are you going? (Привет, Марта! Куда ты идешь?)
  • — To the library. Well, I have a history exam next week and need to start studying. (В библиотеку. Ну, у меня экзамен по истории на следующей неделе и мне надо начать готовиться.)
  • — Oh, no. Right, I’ll see you later then. Good luck! (О, нет. Хорошо, увидимся позже тогда. Удачи!)

Сложные предложения

Если в предложении больше одной основы (подлежащее + сказуемое), то оно называется сложным. Оно имеет ту же структуру, что и простое предложение, но повторяет ее дважды. 

Части сложного предложения равнозначны и соединяются с помощью союзов and, but, or. Например:

  • I texted him but he didn’t reply. (Я написал ему, но он не ответил.)
  • I like running, and Mary likes swimming. (Мне нравится бегать, а Мэри нравится плавать.)

В сложносочиненном предложении одна часть главная, а вторая зависимая и присоединяется с помощью союзов when, because, although, if, after, before, when, where и тд.

  • Although the movie was very long, I still enjoyed it. (Хотя фильм был очень длинным, мне он все равно понравился.)
  • Because my dinner was too cold, I heated it in the microwave. (Так как ужин был слишком холодным, я разогрел его в микроволновой печи.)

Советую посмотреть это видео, чтобы закрепить материал:

Читать далее:

do или does как употреблять?
Как правильно употреблять DO / DOES ?

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Пролистать наверх